Родителям на заметку: в какие игры играть с ребёнком дома?
В период дошкольного детства у детей активно развиваются все психические процессы – мышление, память, внимание, воображение. Дошколята очень любознательны, они стремятся к знаниям, к изучению окружающего мира и важно удовлетворить эту потребность, помочь ребёнку в его интеллектуальном росте. Один из лучших вариантов обучения детей-дошкольников – настольные игры.
В процессе игры дети не только обогащают словарный запас, развивают речь, внимание, абстрактное и логическое мышление, тренируют память, воображение, но и учатся достойному поведению – учатся радоваться за товарища, не давать волю негативным эмоциям при проигрыше.
Важно, чтобы вы, уважаемые родители, принимали непосредственное участие в настольных играх и играли с детьми дома. Предлагаю вам обзор некоторых игр, которые можно предложить дошколятам дома. Эти игры пользуются огромной популярностью у наших воспитанников.
Развивающие настольные игры из серии «Мемо-парочки».
Карточки раскладываются картинками вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карточки, чтобы остальные могли видеть изображенные на них картинки. Если изображения на карточках одинаковые, то игрок забирает пару карточек себе и продолжает игру. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладет карточки на место картинками вниз, и ход переходит к следующему игроку. Побеждает игрок, набравший большее количество парных карточек. Игра развивает память и внимание детей.
Игра «Пупси—пара» (или «Доббль»). В этой игре надо быть самым быстрым, чтобы раньше других найти изображение, совпадающее на двух карточках, громко его объявить и сбросить карту. Игра развивает скорость реакции и повышает настроение.
«Домино». Игра развивает логическое мышление, внимание, быстроту реакции, закрепляет навык счёта до 6.
Домино «Фрукты и овощи». Увлекательная игра для вас и вашего ребёнка! Вместо точек на карточках домино — забавные картинки.
Развивающая настольная игра – лото с загадками «Животный мир» (игра содержит 4 большие и 32 маленькие карточки, на которых напечатаны загадки про животных). В процессе игры дети не только повторяют усвоенный материал-вспоминают названия животных, их отличительные особенности — среду обитания, питание, но и знакомятся с новыми, неизвестными им животными, такими, как, например, скунс или ехидна. Игра направлена на развитие мышления, повышение уровня интеллекта, расширение кругозора.
Шашки
Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шажки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!
Всем известные шашки способствуют развитию логического мышления и внимания.
Игра «Я – фотоаппарат». Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом! Ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе, затем закрывает глаза, в это время взрослый что-то меняет на «фотографии». Открыв глаза, ребёнок должен сказать, что изменилось (что появилось и что исчезло). Эта игра способствует развитию произвольного внимания и зрительной памяти.
Уважаемые мамы и папы, играйте с детьми! Учите их соблюдать правила, играть честно, не расстраиваться из-за проигрыша. Получайте удовольствие от совместного времяпрепровождения!
Педагог-психолог М.А. Жагарина
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Кризис 3 лет»
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризах? Период упрямства и капризов начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза эта заканчивается к 3,5–4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная). Пик упрямства приходится на 2,5–3 года жизни. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризов случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз). Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования дошкольником своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Рекомендации родителямНе придавайте большого значения упрямству и капризам. Примите это как необходимость. Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь во время приступа что–то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат. Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!». Ребенку только это и нужно. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» — подобные маневры заинтересуют и отвлекут. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
В возрасте двух — трёх лет ребёнок должен хорошо определять времена года, их последовательность, и основные признаки.
Изучаем и запоминаем названия месяцев
Проще всего научить ребёнка определять месяцы, опираясь на имеющиеся знания о временах года. Для этого можно самостоятельно сделать наглядное пособие, которое поможет вам быстро научить малыша нужному материалу и закрепить его знания о временах года.
Итак, нам понадобится:
1.Кусок плотного картона размером 30хсм.;
2.4 бумажных конверта;
3.4 красивые крупные картинки, изображающие зиму, весну, лето и осень;
4.12 карт из плотной бумаги с крупными названиями месяцев и соответствующими им тематическими картинками.
Приступаем к изготовлению
Шаг 1. Разделите лист картона на 4 одинаковые части, на каждую наклейте картинку, изображающую определённое время года в такой последовательности: два верхних прямоугольника – это зима и весна, два нижних – лето, осень.
Шаг 2. В нижней части каждой картинки наклейте конверт (лицевая сторона конверта приклеивается непосредственно на картинку). У конверта отрежьте верхний клапан, которым обычно его заклеивают. Должен получиться своего «кармашек» на картинке, изображающей время года. В этот карман и нужно поместить соответствующие каждому сезону карты с названиями месяцев. В итоге, в каждом кармане должны находиться три карты. Размер карты нужно подобрать так, чтобы её большая часть выглядывала из конверта, и ребёнок мог без затруднений увидеть, что на ней изображено и название самого месяца.
Оформляем карты
Надписи «февраль», «март», «апрель» напишите или напечатайте чётко и крупным шрифтом. Первую букву названия месяца можно слегка выделить – сделать её другого цвета и чуть увеличить шрифт. Это поможет детям в будущем запомнить название месяца, в том числе, по первой букве. Однако этим способом удобнее пользоваться тем, кто уже хорошо знает алфавит. Картинки на карточках должны изображать характерные события и приметы каждого месяца, доступные для запоминания малышом. Например: январь – новогодние праздники, июль – купание в речке или на море, март – первые подснежники и тюльпаны, апрель – день рождения ребёнка (сестры, бабушки) и т.д. Постарайтесь, чтобы картинки были яркими и запоминающимися. Можно разнообразить картинки домашними фото, на которых изображён сам малыш, при этом следите, чтобы было хорошо видно, какое именно время года изображено на фотографии.
Учим названия месяцев и играем
Продемонстрируйте ребёнку наглядно, как соотносятся месяцы с временами года, поместив карты с их названиями в соответствующий карман. Для первых занятий достаточно запоминания двух — трёх месяцев, гораздо важнее, чтобы ребёнок старался запомнить, как они распределяются по временам года, какие относятся к лету, какие к зиме. Учим месяцы не спеша, стараясь подбирать понятные ребёнку ассоциации и примеры. В процессе обучения предлагайте малышу самостоятельно распределять карточки с названиями в нужные карманы, при этом проговаривайте их названия вслух.
Усложняем задание:
Чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться, в каком порядке месяцы следуют друг за другом в течение года, предлагаем следующее задание. Вытащите все карточки с названиями и перемещайте их в произвольном порядке. Потом положите их перед малышом и предложите разложить их в правильном порядке, начиная с января. Можно добавить элемент игры, рассказав, что это злая Баба Яга смешала карточки, и если не помочь месяцам стать в правильном порядке, то Новый Год не настанет. Когда юный ученик быстро и без проблем начнёт складывать карты с названиями месяцев в правильном порядке, а также устно отвечать на вопросы: «Как называется первый месяц в году?», «Какой месяц идёт за мартом?», «Назови три осенних месяца, три летних и т.д.», тогда можно считать, что он успешно научился определять месяцы.
Родительское собрание в отделении дневного пребывания детей с ОВЗ
Тема выступления: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка».
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Дата проведения: 28.11.2017 года
План выступления:
Теоретическая часть.
Практикум.
Экспресс-тест.
Презентация «Как проверить артикуляционный аппарат ребенка»
Анкетирование.
Ход выступления.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы хотели бы поговорить о роли семьи в речевом развитии детей.
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, — можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, — это главный инструмент мышления.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
Основные задачи речевого развития детей:
— овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
— развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова (словотворчество), сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Обратите внимание: ребёнок 5 – 6 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
Обратите внимание: если ребенок произносит звук искаженно – т.е. заменяет его звуком, отсутствующим в родном языке (например, вместо нормативного звука [с] употребляет межзубный [с], вместо нормативного [р] – горловой [р] и т.д.), то вне зависимости от возраста необходимо срочно предпринимать меры по исправлению произношения данного звука (или ряда звуков). Не тяните время, не тешьте себя надеждами, что ребенок «выговорится». Искажение звуков не проходит самостоятельно, а, наоборот, закрепляется в речи (что в дальнейшем усложняет коррекционную работу и значительно удлиняет ее сроки).
В нашем случае, когда у ребят имеются сопутствующие заболевания, задержки психоречевого развития, ситуация усугубляется. Так как у детей страдают волевые процессы, мыслительные процессы. Процессы самоконтроля и критики также имеют свои особенности. Трудность представляет для специалистов отсутствие речи. Что происходит по разным причинам: по причине нарушения слуха, отсутствия мотивации к общению, особенности строения артикуляционного аппарата. Есть ребята, которые не понимают обращённую речь, соответственно затрудняются в выполнении речевой инструкции педагога. В этом случае вся работа должна быть направлена на расширение пассивного словаря ребенка. На подготовку артикуляционного аппарата.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки и т. д. Расскажите ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Необходимо завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Нужно знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Учитель-логопед: О.А. Леонгард
Практикум.
Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.
Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.
1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.
В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Общение ребёнка со сверстниками.
Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.
3.Строение артикуляционного аппарата.
Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Презентация)
4.Развитие мелкой моторики рук.
Развитие моторики напрямую связано с речью.
5.Чтение детям художественной литературы.
Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в художественной литературе, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, — возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
7.Совместное пение с ребёнком.
Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.
Экспресс-тест
Рассмотрите каждый фактор успешного речевого развития ребенка. Оцените по шкале от 0 до 5 на сколько он присутствует в вашей семье.
Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста |
0 1 2 3 4 5 |
Общение ребёнка со сверстниками | 0 1 2 3 4 5 |
Строение артикуляционного аппарата | 0 1 2 3 4 5 |
Развитие мелкой моторики рук | 0 1 2 3 4 5 |
Чтение детям художественной литературы | 0 1 2 3 4 5 |
Совместные игры ребёнка со взрослыми и сверстниками | 0 1 2 3 4 5 |
Совместное пение с ребёнком | 0 1 2 3 4 5 |
Обведите в кружок цифру которая показывает на сколько данный критерий выражен в вашей семье при общении с ребёнком.
Консультация для родителей на сайт
Учитель-логопед: О.А. Леонгард
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста.
Уважаемые родители!
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух.
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Фонематическое восприятие — умение анализировать звуковой состав слова, определять последовательность звуков в слове, его слоговую структуру.
Нарушение фонематического слуха часто является причиной неправильного звукопроизношения или его следствием. В любом случае нарушение фонематического слуха сопутствует нарушению звукопроизношения. Речь ребенка формируется по подражанию, и часто ребенок начинает копировать неправильный вариант произнесения звука, принимая его за верный. Это объясняет ситуацию, когда большая часть группы имеет одинаковый дефект звукопроизношения, либо ребенок копирует неправильное звукопроизношение у родственников. Довольно распространенные случаи искажения слов, связанные с недостатком фонематического слуха: Глинный (вместо Длинный), траНвай, Небель и т.д. Нарушение фонематического восприятия обычно проявляется в речи в виде упрощения, искажения слоговой структуры слов (атобус, скоровода и т. д.)
Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи — дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для развития фонематического слуха, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.
Во время занятий с детьми соблюдайте разницу между понятиями «звук» «буква» — если вы только называете слова, речь может идти лишь о звуке, буква — это письменный знак, ее можно только написать, увидеть, прочитать, но не произнести.
— Определение наличия звука в слове. Задания могут быть такими: выбери только те картинки (игрушки), в которых прячется звук…(например С). Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук … .
— Придумывание слов с заданным звуком.
— Определение позиции звука в слове. Где в слове спрятался звук …? (в начале, середине, в конце).
— Размести картинки в автобусе, если звук в начале слова — картинку положи в первое окошко, если звук в середине слова — во второе, а если звук в конце слова — в третье.
— Придумай слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова.
— Какой звук в слове первый, второй…последний?
— Игра «Звуковая цепочка»: я назову слово, а ты — слово, которое начинается на последний звук моего слова. (например: кошка – ананас – самолет — танк и т. д.)
— Слова-паронимы (слова, отличающиеся одним звуком) Покажи, где коза, а где коса, лук — люк, суп — зуб и т. д.
— Игра «Подскажи словечко» — любые короткие рифмовки, в них нужно не договорить последнее слово, предоставить ребенку возможность самому подсказать слово в рифму: например: Подарили нам игрушки, целый день стреляли….(пушки) и. т. д.
— Игра «Магазин» — отхлопывание слоговой структуры слов. Купить игрушку или картинку можно. Отхлопав ее название по слогам.
— Игра «Ребусы» — нарисуйте «зашифрованное» слово — каждый звук в слове обозначьте картинкой, в названии, которой этот звук первый.
Развитие фонематического слуха и восприятие в младшем дошкольном возрасте следует начинать с неречевых звуков (молоточек, погремушка, колокольчик, шуршание бумаги), опознания этих звуков (угадай, что звучит?), опознания звукоподражания (кто кричит: ко-ко, ку-ку, ав-ав…)
Далее постепенно переходить к определению наличия звука в слове, начиная с гласных и ярких согласных (р-р,ж-ж…), звуки при этом должны произносится утрированно, выделяться голосом. Игра «Магазин» тоже доступна малышам.
Если ваш ребенок знает буквы, дополняйте все задания еще и работой по соотнесению звука и буквы. Например: какой звук в слове первый? — положи такую букву и т. д. Очень часто дети, знающие буквы начинаю сами читать и составлять слова из букв в процессе работы над развитием фонематического слуха и восприятия.
Уважаемые взрослые! Не забывайте, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому, занимаясь с ребёнком, будьте доброжелательны. Не превращайте занятия в монотонное заучивание и назидание. Просто получайте удовольствие от совместной с ребёнком игры. Искренне хвалите его за любой, даже незначительный, на ваш взгляд, правильный ответ. И не огорчайтесь, если получается не все сразу.
Продолжайте заниматься, понемногу каждый день и результат не заставит себя ждать!
Родительская энциклопедия «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Примерные рекомендации по закаливанию детей»
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей.
У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.
Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.
Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
Занятия должны носить занимательный характер.
При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
Занятия должны быть регулярными.
Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого…
Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.
Рекомендации родителям агрессивного ребёнка
Причины возникновения агрессивности:
1.Отвержение(неприятие ребёнка).Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.
2.Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобенности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
3.Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности,инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).
Что же делать?
• Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.
• Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.
Некоторые принципы общения.
1.Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.
2.Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
3.Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
4.Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).
7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.Памятка для родителей по профилактике агрессии у детейПостарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
¬ Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
¬ Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
¬ Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
¬ Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
¬ Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
¬ Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
¬ Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
¬ Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
¬ Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!
¬ Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!
Агрессивность ребенка проявляется, если:
¬ ребенка бьют;
¬ над ребенком издеваются;
¬ ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
¬ родители заведомо лгут;
¬ родители пьют и устраивают дебоши;
¬ родители воспитывают ребенка двойной моралью;
¬ родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
¬ родители не умеют любить одинаково своих детей;
¬ родители ребенку не доверяют;
¬ родители настраивают детей друг против друга;
¬ родители не общаются со своим ребенком;
¬ вход в дом закрыт для друзей ребенка;
¬ родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;
¬ родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт. Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детейОсобое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст)
Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.
Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.
Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».
Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.
Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.
Агрессия — это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.
Памятка для родителей о безопасности детей в летний период
Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и живыми, надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями (на даче или в деревне у бабушки):
Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще Вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать. Сохранение жизни и здоровья детей — главная обязанность взрослых! Каждый год от падений с высоты гибнет огромное количество детей. Будьте бдительны! Никогда не держите окна открытыми, если дома ребенок! Чаще всего из окон выпадают дети в возрасте от года (когда ребенок начинает ходить) и до 5-6 лет. Почему вообще это происходит? За последние годы количество пластиковых окон в наших домах увеличилось в разы, с одной стороны – это хорошо, новые окна — удобство и чистота, но, с другой стороны, родители должны понимать ту опасность, которая кроется в новом окне. Когда мы сами были детьми, в наших домах стояли старые деревянные рамы, открыть которые было достаточно сложно даже взрослому человеку. Теперь пластиковое окно открывается очень легко, а, если оно снабжено ещё и антимоскитной сеткой, то в таком случае оно становится ещё более опасным для ребенка. Он подсознательно воспринимает москитную сетку как защитный барьер, опирается на неё и происходит непоправимое. Многие родители разрешают своим детям играть на подоконниках – этого не нужно делать, чтобы ребенок не привыкал к тому, что окно и подоконник – это место для его игр и развлечений. Вам кажется, что Вы рядом, но секунда, на которую Вы отвлечетесь, может стать последней в жизни Вашего ребенка! Статистика детских травм за последние 5-6 лет все больше пугает детских врачей – среди ДТП, ожогов и других трагедий, которые могут произойти с маленьким человеком, все более прочное место занимают травмы, которые получают дети при падении из окон. никогда не используйте антимоскитные сетки – дети опираются на них и выпадают вместе с ними наружу! никогда не оставляйте ребенка без присмотра! установите на окна блокираторы, чтобы ребенок не мог самостоятельно открыть окно! Памятка для родителей по безопасности детей в летний (отпускной) период Уважаемые родители, не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период. Во- первых, ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства. Помните, что ваш ребёнок должен усвоить:
Во-вторых, при выезде на природу имейте в виду, что
В-третьих, постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице и дома. Ежедневно повторяйте ребёнку:
Помните! Ребенок берёт пример с вас – родителей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению ребёнка на улице и дома. Сделайте все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев! Профилактика травматизма у детей Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период летних каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 направлениях:
Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой. Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:
Падения Падение — распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если:
Порезы Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами. Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках. Травматизм на дороге Из всевозможных травм на травму, полученную в ДТП, приходится каждая двухсотая. Но последствия их очень серьезны. Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, которые попали в ДТП, оказались под колесами другой машины. Дети должны знать и соблюдать ПДД, когда переходят дорогу. Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты. Еще ни одно увлечение детей не приводило к такому наплыву раненых, как роллинг (катание на роликовых коньках), который в последнее время стал особенно популярным. В роллинге слишком высоки требования к владению телом — малейший сбой приводит к падению, что всегда чревато травмой. Покупая ребенку роликовые коньки, научите стоять на них и перемещаться. Обязательно приобретите наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. Научите правильно падать — вперед на колени, а затем на руки. Кататься нужно подальше от автомобильных дорог. Научите детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательными. Ожоги Ожогов можно избежать, если:
Отравления Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Медикаменты также необходимо хранить в недоступных для детей местах. Поражение электрическим током Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные провода представляют для них особую опасность. Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен! |
Закаливание — мощное оздоровительное средство, которое уменьшает число простудных заболеваний. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце.Первое условие закаливания — процедуры проводятся не от случая к случаю, а систематически каждый день. Второе условие — продолжительность процедур увеличивается постепенно. Третье условие — обязательно учитывается состояние здоровья и эмоциональное состояние ребенка.Закаливание организма рекомендуется начинать с воздушных ванн. Выполнять такие процедуры лучше утром в сочетании с утренней гимнастикой. Специальные сеансы воздушных ванн не рекомендуется принимать натощак. Температура воздуха при воздушных ваннах составляет 16 -20 градусов. Для здоровых детей первые воздушные ванны длятся 20-30 минут. В дальнейшем продолжительность процедур каждый раз увеличивается на 5 -10 минут и постепенно доводится до двух часов.- воздушные ванны при переодевании ребенка и во время утренней гимнастики.- поддержание оптимального температурного режима в помещении (+ 18…20 градусов).Одежда должна быть легкой, не стесняющей движений с минимальным содержанием искусственных материалов.- мытье рук после сна теплой водой, затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди теплой и прохладной водой.К специальным закаливающим водным процедурам относятся обтирание, обливание. Обтирание — начальный этап закаливания водой.С целью закаливания можно использовать контрастное обливание стоп водой. детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала теплой водой (+38…З6) градусов, затем +28 градусов и заканчивают снова теплой водой. детям здоровым рекомендуется больший контраст: +38 — +18. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Можно использовать контрастное обливание для рук, температурный режим такой же, как и при обливании стоп. Постепенно температура воды снижается на 1 градус в неделю, а длительность увеличивается до 35 секунд.Закаливание детей дошкольного возраста включает в себя хождение босиком. Если дома ребенок всегда ходил в тапочках, начинать стоит с малого. Дайте побегать хотя бы пару минут по полу босиком. Прибавляйте, по 1-2 минуте в день и это тоже будет закаливание. Летом можно выпускать побегать ребенка босиком по траве, песку или нагретым камушкам на речке, а в холодное время года полезно давать побегать босиком дома по ковру сначала 10-20 минут, затем постепенно можно увеличивать время.
Применение такого естественного массажа стоп не просто закаливает, но и оздоравливает организм. Так как действие поверхности благотворно отражается на работе внутренних органов.
Еще один из эффективных факторов закаливания — солнце. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Солнечные ванны лучше принимать утром до 11 часов. Начинают с 5 -10 минут, доводя до 2-З часов. Солнечные ванны целесообразно сочетать с активными движениями.
Обтирание частей тела (руки, грудь, спина) начинают с сухого растирания до легкой красноты кожи варежкой или махровым полотенцем в течение 10 дней. Затем производят влажные обтирания, температуру воды снижают с З0…32 градусов до комнатной на 1 градус каждые 2 дня. Продолжительность процедуры до З минут. В конце следует сухое обтирание.
— полоскание горла кипяченой водой с постепенным снижением температуры с 36 до 22 градусов на 1 градус каждый день.
Закаливание водой:
— ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в любую погоду.
— сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые форточки).
Воздушные закаливания:
Начинать закаливание лучше в теплое время года. При ухудшении состояния ребенка после закаливания его следует прекратить. Эффект от закаливающих процедур достигается за 2-3 месяца. Поэтому нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей — надо просто уменьшить нагрузку или интенсивность раздражителя. В случае болезни ребенка, закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления.
Закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей, как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка. При выборе одежды необходимо учитывать деятельность детей, например, на время подвижных игр с интенсивными движениями одежду следует облегчать (при этом надо быть очень внимательными к состоянию здоровья каждого е6енка, учитывать условия, в которых происходит игра: нет ли ветра и т.п.).
ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Безопасность детей в летний период