Отделение сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями Центра помощи детям города Черемхово сегодня посещают не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычного детского сада – дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.
Построение коррекционно-развивающей работы обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.
Для того чтобы проследить динамику развития, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода в работе специалистами ведутся на каждого ребенка «Индивидуальные комплексные планы» и «Программы развития».
Психолог помогает ребенку в формировании границ коммуникаций, выстраивая простые отношения с детьми и взрослыми с учетом определенных правил поведения, не нарушающих интересов другого человека. Психолог является основным носителем представлений об особых образовательных и социальных потребностях ребенка, он консультирует и сопровождает деятельность других специалистов.
Учитель-дефектолог работает над созданием адекватно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком, над социально-бытовой адаптацией и преодолением неравномерности в развитии.
Важная часть работы учителя-логопеда заключается в формировании у ребенка с РАС коммуникативной стороны речи, умении работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, развитии у ребенка умения поддерживать диалог и даже инициировать его.
Деятельность всех специалистов, ориентированная на максимальную социальную и образовательную адаптацию ребенка с аутистическим расстройством, и взаимодействие с родителями даёт положительные результаты.
Результат всегда индивидуален и в каждом конкретном случае зависит от потенциальных возможностей ребенка, которые развиваются в процессе воспитания и обучения.