28 ноября в календаре отмечено необычным праздником — Днём придумывания новых слов.
В отделении дневного пребывания детей и подростков с ОВЗ предложили родителям воспитанников мини-консультацию на тему «Детского словотворчества».
Данным термином специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены при подражании речи взрослого.
Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например, «брос» — брошено, «умность» — качество ума, «долгее» — дольше и многие другие.
К.И.Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка,… что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны…»
Как же образуются такие слова? Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Другая категория придуманных слов — синтетические слова, они возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого. Например, «бананас» — банан и ананас; «мапин» — мапина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» — огромный и громадный.
Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам.
В заключении беседы родителям рассказали о том, как важно поощрять в детях эту удивительную способность к словотворчеству. А не ругать за употребление ненормированных слов.
Эта «суперспособность» детей помогает учиться чувствовать родной язык, способствует формированию навыков словообразования и словоизменения.