Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Дети с депривацией зрения, как правило, неэмоциональны, с застывшим выражением лица; мимика вялая, бедная, речь невыразительная, монотонная. И только организованная коррекционно- воспитательная работа по развитию сенсорной сферы детей обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.
Зная эту особенность, педагоги отделения сопровождения семей, имеющих детей с ОВ «Центра помощи детям г. Черемхово», определили коррекционно — компенсаторные задачи в работе с незрячими детьми. И одна из них — активизация слухового восприятия. Значение слуха у слабовидящих детей чрезвычайно велико в процессах познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентировки. Слух для слепых и слабовидящих является тем же, что для нас зрение. Задачи игр и упражнений, которые проводит педагог на занятии, направлены на развитие слухового анализатора у ребенка. Это отгадывание источника звука, улавливание особенностей знакомых звуков, передача их характера с помощью движений, звукоподражаний, слов.В игре «Что ты слышишь?» педагог учит выделять характерные звуки, присущие определенному месту. В кабинете СБО — стук посуды, шипение поджаривающейся на плите еды, плеск воды; в коридоре ходьба, кашель, разговоры; в умывальной — течение воды из крана, фырканье при умывании; на улице — гудок машины и хлопок закрывающейся дверцы, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, пение птиц, сирена пожарной машины. Активно используя детское пианино и проигрыватель, педагог учит различать шум моря, звуки леса, ветра, дождя и т.д.
Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостаток зрения в процессе познания окружающего мира, когда ребенок уверенно двигаются в пространстве, делает меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируется в незнакомом месте.